суббота, 23 января 2016 г.

Гейм-дизайн игр-сериалов - часть первая [перевод]

«Поехали…»

Игры-сериалы - это пока не мейнстрим, но они занимают немалую нишу в нашей отрасли. Напомним, эти игры продаются по эпизодам, каждый из которых стоит несколько долларов и содержит от одного до трех часов геймплея. Эти игры обычно распространяются через цифровую дистрибуцию. Игроки должны загружать их, и они не могут быть приобретены в магазинах розничной торговли.

Игры-сериалы существовали много лет, но ранее не были особо успешными. Релиз The Walking Dead в корне всё изменил. Вдохновлённая успехами этого телесериала, это игра-сериал доказала, что такой формат возможен для привлечения миллионов игроков и получения немалых доходов. Будучи разработанной и опубликованной в Telltale Games, игра уже имеет два сезона и присутствует на основных платформах: PS3, Xbox 360 и Steam. Было продано более 28 миллионов копий и эта цифра продолжает расти.




Такой успех привлек много внимания к этой бизнес-модели, и несколько студий и издателей также стали разрабатывать игры-сериалы. Telltale опубликовал три новые игры-сериала: Games of Thrones, Tales From The Borderlands и The Wolf Among Us
Square Enix публикует Life is strang игру, разработанную французской студией Не Nod. 
Инди-студии Camouflaj выпустила Republique на IOS, Android и Steam. 
Konami опубликовало Resident Evil Revelations-2 в четырех отдельных эпизодах, прежде чем отпустить полную игру . Наконец, давайте не забывать, несколько таких интересных инди-игр, как Cognition or The Last Door.
Давайте взглянем на содержание игр-сериалов и посмотрим, чем они отличаются от традиционных игр.

Что же мы находим необычного в играх-сериалах?

Во-первых, их основной характеристикой является Повествование. Эти игры построены вокруг хорошо написанной Истории и своих героев. Можно сказать, что рассказывание Историй в играх-сериалах стало важнее геймплея, и это стало маленькой революцией в нашей индустрии.

Во-вторых, игры-сериалы в основном используют следующие механизмы геймплея - point-and-click и квесты – исследование, поиск предметов, решение головоломок и диалоги. Большинство игр-сериалов предлагают при этом немного аркадной механики, обычно через QTE. Хардкорные механики, такие как шутеры или стратегии – крайне редки.

Наконец, большинство из них предлагают игроку возможность выбрать свою позицию и/или поведение в ключевых моментах в Истории. Такие решения должны повлиять на дальнейший ход событий.

Игры-сериалы основаны на сильном Повествовании - умение, которое не часто встречается среди игровых дизайнеров. Я поделюсь с вами своим видением и моими рекомендациями по наилучшей практике в Повествовании (storytelling) для этого формата игр.



Основы Повествования в играх-сериалах

Эпизодическое Повествование (storytelling) основано на принципах традиционного Повествования (narration), но имеет свою специфику. И это привносит свой вклад в такие увлекательные сериалы, как Prison Break или Lost. Их сценаристы использовали некоторые приёмы из мыльных опер и адаптировали их к действию в современных сюжетах. Сегодня, мы видим в сериалах лучшие Истории. Современные сериалы являются одной из самых популярных форм развлечений среди молодого поколения. Этот факт приводит меня к мысли, что видеоигры могут получить немалую выгоду от хороших Историй – хотя это мнение разделяют не все в нашей индустрии.

Что касается Повествования в видеоиграх, мы можем черпать вдохновение из телесериалов, которые были настолько успешными. Но прежде чем погрузиться в детали, позвольте мне раскрыть вам секрет, который делает сериалы настолько популярными. Это их аудитория, которая влияет на развитие сюжета - сценаристы внимательно следят за реакцией аудитории и соответственно адаптируют сценарий. Таким образом, популярный второстепенный персонаж может стать главным героем, событие, которое приводит в восторг зрителей получат дополнительное развитие в сюжетной линии, в нём будет задействовано больше персонажей и т.д.

Давайте рассмотрим теперь другие особенности Повествования сериалов.

Выбор правильной темы игры.

Тема является первым ключевым компонентом хорошего сериала. Она должна отвечать следующим требованиям:

  • Это должна быть сильная и необычная тема, а не что-то, что ваша аудитория уже видела. Сильная тема должна пробуждать эмоции. Вспомните Prison Break, где человек намеренно садится в тюрьму для того, чтобы спасти своего брата, обвинённого в преступлении, которое он не совершал. Тема и уникальная, и очень эмоциональная.
  • Тема должна поддерживать надежду на счастливый конец, которого будет ждать аудитория сериала. Приключения главного героя в поисках этого счастливого конца называется Основной (или Главной) Сюжетной Линией (далее - ГСЛ).  Бесконечные сериалы, как Fugitive, в конечном итоге теряют свою аудиторию, потому что у них нет видимого конца.
  • Сеттинг и темы должен быть достаточно разнообразными, что сценаристы могли развивать многочисленные Второстепенные Сюжетные Линии (далее- ВСЛ). Первые четыре сезона Lost были увлекательными, пока у сценаристов не закончились идеи. Это было, видимо, главной причиной большинства главных героев покинуть остров в конце четвертого сезона и вернуться в США. Prison Break тоже страдал от подобной проблемы. Главным героям удалось в конце концов сбежать, потому что тюремная среда не настолько разнообразна, чтобы в ней возникли увлекательные ВСЛ
  • Сеттинг может быть необычным до тех пор, пока его герои ведут себя как обычные люди (ну или почти). Зрители собираются провести с ними много времени и больше удовольствия они получают не от действий героев, а от их отождествления с собой, со своей жизнью, поведением и отношениями – со всеми их недостатками . Безукоризненные герои быстро становятся пресными и скучными.


Структура Повествования и содержание серий.

Основа игр-сериалов – это сюжетные линии. Обычно параллельно развиваются три-четыре сюжетных линии.

Во-первых, это основная или главная сюжетная линия (ГСЛ). Она ориентирована на тему сериала. В сериале Lost - это спасение с острова. Заметим, что ГСЛ может быть бесцельной и бесконечной, как, например, в The Walking Dead - выживание в мире, кишащем зомби.

Во-вторых, есть второстепенные сюжетные линии - ВСЛ. Те рассказы в пределах основной Истории, которые могут быть короткими или длинными, и в которых задействовано ограниченное количество персонажей. Например, в Lost Джон Лок, который является второстепенным персонажем, в первых сезонах сериала, находит закрытый вход в таинственный бункер. И он будет пытаться попасть туда в течение нескольких серий

Эти ВСЛ очень важны. Они дают сценаристам возможность выдвинуть на первый план второстепенных персонажей, с которыми зрители могут себя отождествлять. Так как несколько ВСЛ развивается параллельно, сценаристы могут переключаться с одной на другую, создавая очень динамичные серии. Наконец, они создают события-«крючки», добавляя кульминации в конце каждой серии. ВСЛ могут быть короткими или длинными, но они должны быть пределах своего сезона. В противном случае, зрители могли потерять нить Повествования.

Первый эпизод знакомит нас с главными героями и началом ГСЛ. Герои должны оказаться в сложной ситуации, к которой они плохо подготовлены. Другими словами, ГСЛ должна создать конфликт. После того, как началась ГСЛ и введены на сцену её персонажи, сценарист может вывести на сцену второстепенных персонажей.

В начале сериала ГСЛ доминирует в сценарии. Однако, по прошествии времени, ВСЛ становятся более доминирующими, а ГСЛ размывается. Вот почему сеттинг и Повествование сериала должны быть достаточно разнообразным: они должны поддерживать многочисленные ВСЛ. Качество и разнообразие ВСЛ в The Walking Dead или Lost является причиной их длительного успеха.

Как же мы должны создавать ВСЛ? Надо использовать классические темы драмы: любовь, месть, трусость, загнанность, доминирование и т.д. По крайней мере, один из главных героев должен быть вовлечён в каждую из ВСЛ.

Многочисленные ВСЛ позволяют сценаристам написать динамичные и зрелищные эпизоды (серии), потому что зрители могут следить за несколькими сюжетами одновременно. Переход от одного сюжета к другому создаёт интригу и желание зрителей увидеть, чем закончится каждая сюжетная линия. Эта многосюжетная архитектура объясняет поддержание большого интереса зрителей и их удержание (retention) при просмотре сериала.

Каждая серия должна завершаться событием-«крючком». Перечислим несколько классических «крючков». Основной персонаж оказывается в смертельно опасной ситуации. Внезапно герой оказывается совершенно другим человеком. Персонажи внезапно оказываются близкими родственниками. Хороший «крючок» должен взволновать или даже взбудоражить аудиторию. Это самый эффективный способ привлечь их к просмотру следующей серии. Очень интригующей является смерть главного героя. Он на самом деле погибнет? Убийство одного из главных героев является очень эффективным, чтобы пробудить интерес к серии, но это может быть очень опасно, если герой очень популярен.

В заключение этго раздела, вот несколько общих ошибок, которых следует избегать:
  • ВСЛ (второстепеная сюжетная линия) становится слишком длинным и занимает слишком много места в сериале
  • ГСЛ (главная сюжетная линия) завершается, а сериал по-прежнему продолжается
  • Появляется новая основная сюжетная линия (ГСЛ), которая перекрывает существующую ГСЛ, за которой уже следят зрители

Персонажи

Ещё один секрет увлекательности сериалов – это связь, которая возникает между действующими персонажами и зрителями. Последние всегда в итоге следят не за ГСЛ, а за любимыми персонажами. Как сценаристы могут это использовать?

Большинство персонажей в сериалах – это обычные люди, с которыми случается что-то экстраординарное. Таким образом, для аудитории намного проще идентифицировать себя с этим типом персонажей, чем с супергероями. Подумайте об основных персонажах сериала Heroes, в котором только отдельные серии соответствуют его названию. Мы встречаемся с Хиро, пухлым и неуклюжим японским офисным работником, Ники - матерью-одиночкой, и Мэттом, полицейским, который борется, чтобы его брак не распался. В каждой такой серии, всегда есть, по крайней мере, один персонаж, которому мы искренне сочувствуем.


В каждой серии есть большое количество персонажей - главных и второстепенных. Среди них много стереотипов и архетипов. Таким образом, зрителю легко найти кого-то похожего на себя или того на кого бы он был похожим. Более того, если второстепенный персонаж становится очень популярным, он может стать одним из главных героев.

Повествование может длиться десятки серий. Таким образом, у аудитории есть время, чтобы более глубоко открыть для себя персонажей, привязаться к ним и даже полюбить их. Самое главное, у сценаристов полно времени, чтобы раскрыть всю глубину интересных персонажей. Сценаристы могут создавать более обожаемых персонажей, которые ведут себя более реалистично, чем персонажи обычных фильмов.

Когда главные или второстепенные персонажи появляются впервые на сцене, они обычно выглядят очень стереотипно. Таким образом, зрители могут быстро получить о них первое представление. Но, по мере того, как как персонажи становятся более глубокими и они начинают действовать менее стереотипно. Хорошим примером в сериале Lost является Сойер. Сначала его показывают эгоцентричным мерзавцем, склонным к насилию. Однако, в ходе сериала мы видим его душевные терзания и преобразования, и под конец он становится одним из наиболее обожаемых персонажей сериала.



И наконец, важность персонажей не является чем-то фиксированным. Второстепенные персонажи, или даже эпизодические, могут стать главными героями. Например, Десмонд или Ричард в Lost. Обратное тоже возможно. Главные герои могут перестать появляться. Чарли, забытая рок-звезда в Lost, со временем почти полностью исчезает из сериала.


Как же правильно вести Повествование в играх-сериалах

Мы можем найти некоторые из указанных выше правил в играх-сериалах, но надо признать, что их Повествование не достигло изысканности сериалов: ВСЛ крайне редки, второстепенные персонажи очень поверхностны, и даже главные герои редко бывают интересными.

Конечно, мы не все игры-сериалы настолько безнадёжны,  а некоторые явно двигаются в правильном направлении.

В частности, я имею в виду Life Is Strange с очень интересным персонажем, Хлоей, лучшей подругой главной героини игры. 

The Wolf Among Us также показывает нам очень глубокого персонажа главного героя.

Да, бюджеты и время на разработку для видеоигр не позволяют (пока), сделать качество Повествования аналогичное лучшим сериалам. Тем не менее, несмотря на эти ограничения, я думаю, что хороший сценарист мог бы придумать и описать очень интересных персонажей и создать несколько завораживающих сюжетных линий, которые бы соответствовали формату игр-сериалов. Ключ к успеху - это объединение глубоких персонажей и интересных сюжетов

Далее…В продолжении этой статьи про игры-сериалы мы расскажем подробнее об их гейм-дизайне и основных моментах, которые должен учесть гейм-дизайнер при их создании.


[Примечание переводчика - в оригинале Основные Сюжетные Линии были main/narrative arches, а Второстепенные Сюжетные Линии - secondary arches, но я посчитал возможным cохранить перевод как "Сюжетные Линии" вместо профессионально-жаргонного "сюжетные арки" ]

Также выражаю благодарность П.Черепанову за предварительную вычитку данного текста.

Оригинал на gamasutra

Продолжение - см. тут

Комментариев нет:

Отправить комментарий